В последние несколько миллиардов лет массивные галактики росли довольно медленно

Сравнив между собой чрезвычайно массивные галактики, расположенные на разных расстояниях от нас, астрофизики из Ливерпульского университета им. Джона Мурса и Бирмингемского университета обнаружили, что размеры объектов с приближением к Земле растут довольно медленно.

Для сравнения были выбраны ярчайшие галактики скоплений (brightest cluster galaxy, BCG). Они находятся в центральных областях своих скоплений и имеют солидные размеры и массу, что упрощает задачу наблюдателей. Обычно BCG классифицируются как эллиптические галактики.

Попытки оценить скорость роста BCG предпринимались и раньше. В 2009 году, к примеру, сотрудница Пенсильванского университета Марианджела Бернарди (Mariangela Bernardi) показала, что интервал в три миллиарда лет (от красного смещения z = 0,25 до наших дней, z ~ 0) соответствует увеличению размеров ярчайших галактик на 70%. Другая научная группа в прошлом году зафиксировала рост BCG между z ~ 0,4 и z ~ 0.

Ярчайшая галактика на этом изображении скопления <noindex><a target=_blank href=http://en.wikipedia.org/wiki/Abell_2218>Abell 2218</a></noindex> имеет вид оранжевой дуги. (Иллюстрация НАСА, ESA, Johan Richard.)
Ярчайшая галактика на этом изображении скопления Abell 2218 имеет вид оранжевой дуги. (Иллюстрация НАСА, ESA, Johan Richard.)

В новой работе рассматривались более удалённые галактики, находящиеся в пяти скоплениях, сфотографированных телескопом «Хаббл». Их красные смещения располагаются в диапазоне от 0,8, что соответствует путешествию во времени на 6,9 млрд лет назад, до 1,3 (8,8 млрд лет). Эта группа BCG сравнивалась с аналогичными галактиками из 19 приближенных к Земле скоплений на z ~ 0,2.

В результате было установлено, что за пять миллиардов лет, разделяющих z = 1 и z = 0,25, BCG увеличились в размерах лишь на 30 процентов. Этот факт противоречит опубликованным недавно данным по «обычным» эллиптическим галактикам, которые в последние восемь миллиардов лет росли очень быстро; моделирование развития BCG также предсказывает более заметные изменения. «Возможно, космологи упускают какую-то важную деталь эволюции галактик, в результате чего оценки оказываются завышенными», — предполагает участница исследования Клэр Бёрк (Claire Burke), презентовавшая работу на собрании Королевского астрономического общества.

Полная версия отчёта будет опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society; препринт статьи можно скачать с сайта arXiv.

Подготовлено по материалам Королевского астрономического общества.

22 Апреля 2011, 4:01    Den    4843    0