Старые галактики по неизвестным причинам создавали больше малых звёзд, чем молодые

Считается, что все галактики порождают одинаковые звёзды. Новое исследование утверждает, что это не так: массивные эллиптические галактики, существовавшие почти сразу после Большого взрыва, образовывали больше малых звёзд, чем нынешние галактики. Причины этого неясны и ставят под сомнение наше понимание процесса формирования галактик.

Таким образом, полагают исследователи из Оксфордского университета (Великобритания), начальная функция масс оказалась неверной, а эволюция звёздного населения самих галактик находится под воздействием неизвестных нам факторов.

Крохотные звёзды (выделены голубым) того же типа, что и в шаровом скоплении Омега Центавра, доминируют в ранних эллиптических галактиках, и никто не знает, почему. (Иллюстрация NASA / ESA / Anderson / van der Marel.)

Благодаря начальной функции масс ранее вычислялись предположительные массы галактик при их рождении. Работа британских астрономов, охватившая 260 эллиптических и линзообразных удалённых галактик, которые мы видим такими, какими они были многие миллиарды лет тому назад, показала, что распределение звёзд по массам в них радикально отличается от того, что мы наблюдаем в нашей Галактике и её ближайших соседях. Таким образом, ранние и поздние галактики имеют разные закономерности образования звёздного населения, и это значит, что наши представления об эволюции галактик в чём-то устарели.

По сути, для ранних галактик не нашло подтверждения даже правило, по которому вероятность формирования звезды примерно обратно пропорциональна квадрату её массы. В основной их части малые долгоживущие звёзды рождались значительно чаще, чем в Млечном Пути.

Открытие сделано практически случайно. Масса звёзд рассчитывалась по их светимости. Учёные сравнили её с движением звёзд под действием гравитации их галактик и обнаружили расхождение в несколько раз, которое нельзя было объяснить ошибками в измерениях. Распределение звёзд по массам в исследованных эллиптических галактиках оказалось радикально отличающимся от нашей. Причём это не зависело напрямую от типа галактик, поскольку более молодые эллиптические и линзообразные показали такое же распределение звёздных масс среди своего населения, как и спиральный Млечный Путь.

Исследователи обнаружили, что старые галактики имели значительно больший процент звёзд малой массы, чем более молодые.

Получается, что нынешние модели, оценивающие звёздную массу, характерную для той или иной галактики по светимости её звёзд, ошибаются, причём ошибки бывают трёхкратными. «Текущие модели используют неправильные звёздные массы в сравнениях, а потому должны быть пересмотрены», — подчёркивает Мишель Каппелари, ведущий автор работы. В чём причина? «Возможно, пройдут годы, прежде чем астрофизики придут к согласию по поводу того, как объяснить наши наблюдения», — «успокаивает» учёный.

Исследование опубликовано в сегодняшнем выпуске журнала Nature.

Подготовлено по материалам Space.Com.

27 Апреля 2012, 18:02    Den    8569    0