Телескоп Хаббл опровергнул ещё одного конкурента темной энергии

Астрономы, работающие с космическим телескопом Hubble, исключили одну из альтернативных теорий, объясняющих расширение Вселенной с ускорением, после точного пересчета постоянной Хаббла (ученого, открывшего феномен разбегания галактик с ускорением и связанный с ним закон).

Oдин способ объяснить ускорение, не полагаясь на новую физику и без привлечения экзотических, неизвестных науке субстанций вроде темной энергии, существует. Если предположить, что мы живем в области пространства, необычно бедной веществом – так называемой пустоте или войде (от англ. void – «пустой»), дебет с кредитом сойдется безо всяких $\Lambda$-членов.

В этом случае галактики снаружи войда тянут наших вселенских соседей в среднем сильнее, чем изнутри, и у них появляется естественное ускорение к более плотным участкам Вселенной. Для одной такой модели даже существует редкое точное решение уравнение Эйнштейна – это так называемая модель Леметра—Толмана—Бонди, или ЛТБ-модель, которую в большинстве случаев и используют для расчетов поведения такой Вселенной. Обобщения ЛТБ-модели недоброжелатели иногда называют GLTB-моделями (G – от англ. generalised, «обобщенный»), но их авторы в частных разговорах уверяют, что ничего общего с известным движением не имеют.

Подгонкой размеров и средней плотности войда можно объяснить наблюдательные данные по сверхновым, и даже стандартная космологическая модель – с Большим взрывом, первичным нуклеосинтезом и прочими положенными атрибутами — не сильно пострадает. Такая Вселенная тоже бесконечна и даже однородна в очень крупных масштабах, так что нарушения космологического принципа нет, просто нам повезло (или не повезло) жить в ее относительно разреженном районе.

Сегодня эта теория объявлена недействительной, поскольку астрономы точно измерили постоянную Хаббла и, соответственно, темпы расширения Вселенной. Постоянная Хаббла – коэффициент, который связывает расстояние до внегалактического объекта со скоростью его удаления – составляет 73,8 километра в секунду на мегапарсек, погрешность оценивается всего в 3,3%. Это значение на 30% более точное, чем результаты предыдущего измерения, и оно значительно превышает максимальное ускорение, которое может объяснить теория "большого пузыря".

"Мы использовали новую камеру на Hubble как полицейский радар для измерения скорости автомобиля, – говорит исследователь Адам Рисс (Adam Riess) из Научного института космического телескопа при университете Джона Хопкинса. – И похоже, это именно темная энергия давит на педаль газа".

20 Марта 2011, 16:49    Den    18072    3

Nicolaj  •  1 April, 2:31

А что тут доказывать, это можно доказать строго теоретически

Nambu  •  10 August, 2:13

К Nicolaj от 1 April, 2:31

​Если Вы еще не разобрались, то скажу что под натяжением понимается давление p, для полей вызывающих инфляцию оно отрицательно, а в ОТО грввитационно взаимодействует т.н. активная гравитационная масса, которая равна M=(rho+3p)*V, где rho -плотность вещества (вернее плотность энергии), V объем. Вот и получается что если для системы (rho+3p)<0, то части системы не притягиваются, а отталкиваются.

SeatryBar  •  3 September, 19:53

Тёмная эне́ргия (англ. dark energy) в космологии — феномен, объясняющий факт, что Вселенная расширяется с ускорением.

Существует два варианта объяснения сущности тёмной энергии:
тёмная энергия есть космологическая константа — неизменная энергетическая плотность, равномерно заполняющая пространство Вселенной (другими словами, постулируется ненулевая энергия вакуума);
тёмная энергия есть некая квинтэссенция — динамическое поле, энергетическая плотность которого может меняться в пространстве и времени.

Окончательный выбор между двумя вариантами требует высокоточных измерений скорости расширения Вселенной, чтобы понять, как эта скорость изменяется со временем. Темпы расширения Вселенной описываются космологическим уравнением состояния. Разрешение уравнения состояния для тёмной энергии является одной из самых насущных задач современной наблюдательной космологии.

Тёмная энергия также должна составлять значительную часть так называемой скрытой массы Вселенной.