Как сверхновая теорию относительности подтвердила

23 февраля 1987 года в небе вспыхнула на редкость яркая сверхновая SN 1987A. Но ещё до того, как телескопы обнаружили вспышку, в США и Японии зарегистрировали нейтрино, образовавшиеся во время гибели звезды. Неужели эти субатомные частицы летели быстрее света? Как ни странно, дело было не в этом...

Такое бывает раз в жизни! Астрономы буквально веками ждали подобного зрелища, и вот наконец-то 23 февраля 1987 года в небе вспыхнула на редкость яркая сверхновая SN 1987A, сопоставимая с той, которую в 1604 году описал Иоганн Кеплер.

Взрыв произошёл в нескольких шагах от Млечного Пути — в спутниковой галактике Большое Магелланово Облако, а потому оказался настолько ярким, что его можно было наблюдать невооружённым глазом. Со времён изобретения телескопа ни одна сверхновая не вспыхивала так близко.

Но ещё до того, как телескопы обнаружили вспышку, в США и Японии зарегистрировали нейтрино, образовавшиеся в момент гибели звезды. Неужели эти субатомные частицы летели быстрее света? Как ни странно, дело не в этом.

Сверхновую SN 1987A следует искать в центре «жемчужного ожерелья». (Изображение NASA / ESA / P. Challis / R. Kirshner / CfA.)

Нейтрино появились всего за несколько часов до сверхновой. Эта разница во времени объясняется тем, что нейтрино практически не взаимодействуют с обычной материей. Они беспрепятственно пролетели сквозь звёздные «осколки», в то время как фотонам преградил путь материал взорвавшейся звезды. Если бы нейтрино двигались с той скоростью, о которой в прошлом году сообщили участники нашумевшего эксперимента OPERA, они добрались бы до Земли на несколько лет раньше, чем свет. Забавное совпадение: сотрудники OPERA признались в том, что произошёл сбой оборудования, как раз в четвертьвековую годовщину той сверхновой.

SN 1987A не только ещё раз доказала правоту теории относительности, но и пролила свет на старую проблему: как выглядят звёзды непосредственно перед смертью. Обычно сверхновые вспыхивают так далеко, что на старых снимках можно разобрать лишь галактики, но не отдельные светила. Поскольку на этот раз катаклизм случился в Большом Магеллановом Облаке, на архивных фотографиях удалось обнаружить ту же звезду при жизни. Однако она оказалась не совсем той, какой должна была быть.

Старея, светила растут и остывают, поэтому исследователи думали, что найдут красный гигант, а обнаружили более горячую голубую звезду. Одно из возможных объяснений заключается в том, что около 20 тыс. лет обречённая звезда слилась со звёздным партнёром. В процессе она избавилась от прохладных внешних слоёв, сформировав кольца, которые заметны до сих пор, и превратилась в горячую голубую звезду.

Недавно астрономы выявили другие, более далёкие сверхновые, которые напоминают SN 1987A и, вероятно, тоже были созданы голубыми звёздами. Продолжается изучение и самой SN 1987A, поскольку облако звёздного «мусора» расширяется и уже начинает сталкиваться с кольцом материала, выброшенного при слиянии звёзд. В результате «мусор» нагревается и светится. Анализ этого света позволит изучить строение и состав взорвавшейся звезды.

О последних исследованиях SN 1987A можно прочитать здесь и здесь.

Одновременно астрономы пристально наблюдают за двойной системой Эты Киля. Крупнейшая звезда этой системы обладает огромным размером и нестабильна. Она приближается к концу своей жизни и время от времени попыхивает: подобные явления носят название псевдосверхновых. После каждого такого извержения светило становится чуть меньше.

Особого внимания заслужила туманность Гомункул — остаток выброса, имевшего место в 1843 году. Это облако и зафиксировано на данной фотографии космического телескопа «Хаббл», выполненной в ультрафиолетовом и видимом свете. Поле зрения составляет около 30 угловых секунд в поперечнике. Как видим, материал не выбрасывается сферообразно, формируя скорее нечто вроде гантели.

Эта Киля — одна из самых близких к Земле звёзд, которые готовятся стать сверхновыми в ближайшем будущем (по астрономическим меркам это может означать и миллион лет). Это будет впечатляющее зрелище. Вспышка обещает перекрыть по яркости «достижение» сверхновой SN 2006gy, которая на сегодня является самой яркой для звёзд подобного типа. Правда, случилась она в галактике, удалённой от нас более чем на 200 млн световых лет.

Подготовлено по материалам NewScientist и НАСА.

28 Февраля 2012, 3:19    Den    18655    3