Рентгеновский источник галактики Андромеды оказался чёрной дырой

Очень яркий рентгеновский маяк, сияющий в туманности Андромеды, указывает на голодную чёрную дыру, которая поглощает материал с бешеной скоростью.

Американская орбитальная рентгеновская обсерватория «Чандра» обнаружила так называемый ультраяркий источник рентгеновского излучения (ULX) в конце 2009 года.

Изображение туманности Андромеды, составленное из инфракрасных фотографий космического телескопа «Гершель» и рентгеновского телескопа XMM-Newton. Инфракрасный снимок позволяет увидеть кольца пыли, указывающие на газовые резервуары, где формируются новые звёзды, а рентгеновский демонстрирует звёзды, которые приближаются к концу жизни. (Изображение SA / Herschel / PACS / SPIRE / J.Fritz, U. Gent / XMM-Newton / EPIC / W. Pietsch, MPE.)

Анализ полученных данных, проведённый международной группой учёных, говорит о том, что яркий объект — результат страшного космического обжорства. Чёрные дыры, быстро поглощающие окружающие газ и пыль, образуют аккреционный диск, который нагревается и испускает рентгеновское излучение. Это первый ULX, замеченный в спиральной галактике Андромеды, а также ближайший к нам (до него — всего около 2,5 млн световых лет).

Подобные чёрные дыры образуются при коллапсе массивных звёзд, масса которых, как правило, превышает солнечную в 10–20 раз. Согласно новым данным, здесь можно говорить о по крайней мере в 13 раз более массивной звезде, чем Солнце.

«ULX — пока ещё довольно экзотическое для нас явление, — поясняет руководитель исследовательской группы Мэтт Мидлтон, из Дарэмского университета (Великобритания). — Наша работа показывает, что по крайней мере некоторые из них связаны с нормальными чёрными дырами, возникшими после смерти массивных звёзд».

Ранее некоторые учёные предсказывали, что ULX указывают на относительно небольшие чёрные дыры, которые лишь в несколько раз массивнее Солнца. Другие астрономы «грешили» на чёрные дыры в тысячу раз тяжелее Солнца, возникшие в результате слияния нескольких чёрных дыр звёздных масс.

Исследование проведено с использованием данных «Чандры», космического рентгеновского телескопа XMM-Newton, гамма-обсерватории Swift и космического телескопа «Хаббл».

Снимок галактики Андромеда, сделанный космическим телескопом «Хаббл» в видимом свете, со вставкой рентгеновского изображения её ядра, полученного обсерваторией XMM-Newton. Отмечен недавно обнаруженный ультраяркий источник рентгеновского излучения. (Изображение MPE.)

Результаты работы опубликованы в журналах Astronomy and Astrophysics и Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Подготовлено по материалам Space.Com.

25 Февраля 2012, 14:57    Den    12220    1