Изучены галактики, в которых вспыхивали особо яркие сверхновые

Орбитальный телескоп GALEX выполнил наблюдения галактик, в которых вспыхивали особо яркие сверхновые. В последние годы астрономы часто обнаруживают чрезвычайно яркие сверхновые (к примеру, SN 2005ap и SCP 06F6) в тусклых галактиках. Логично предположить, что предшественниками этих сверхновых служат очень массивные звёзды, причины появления которых в карликовых галактиках и интересовали авторов исследования, представляющих университеты США, Великобритании, Южной Кореи и Франции.

В новой работе 17 изученных им галактик, в которых наблюдались яркие сверхновые, сравнивались с 26 000 «обычных» галактик, находящихся на красном смещении 0,01 < z < 0,25 и помещённых в каталоги самого GALEX и проекта Sloan Digital Sky Survey.

В верхнем ряду находятся рассмотренные GALEX «обычные» галактики размером с Млечный Путь, содержавшие сверхновые средней яркости, а в нижнем — карликовые галактики с особо яркими сверхновыми. (Иллюстрация НАСА / JPL-Caltech.)

17 выбранных объектов, как и ожидалось, имели небольшую звёздную массу и сокращённую интенсивность звездообразования. Связь между металличностью (содержанием элементов тяжелее гелия) и массой была установлена довольно давно, что даёт основания считать сниженной ещё и металличность этих 17 галактик.

Последнее обстоятельство, по мнению учёных, объясняет высокую яркость рождённых в карликовых галактиках сверхновых. Низкое содержание «тяжёлых» атомов в атмосфере звезды приводит к уменьшению потерь массы в процессе эволюции. В результате этого светило, в начале своего развития оказавшееся очень массивным, сохраняет внушительный «вес» и на стадии сверхновой, что гарантирует мощный взрыв.

Полная версия отчёта опубликована в издании Astrophysical Journal; препринт статьи можно загрузить с сайта arXiv.

Подготовлено по материалам Лаборатории реактивного движения.

25 Апреля 2011, 3:29    Den    7066    0