Обнаружен самый молодой миллисекундный пульсар

Космический гамма-телескоп «Ферми» помог астрономам отыскать в шаровом звёздном скоплении NGC 6624, удалённом примерно на 27 тысяч световых лет от Земли, пульсар PSR J1823−3021A, возраст которого составляет всего 25 миллионов лет.

Космический гамма-телескоп «Ферми» обнаружил самый молодой из известных миллисекундных пульсаров (МСП) — нейтронных звёзд с мощным магнитным полем, период вращения которых измеряется единицами миллисекунд.

Согласно теории, высочайшие скорости вращения, доходящие до 43 000 оборотов в минуту, МСП приобретают в процессе взаимодействия с «обычными» звёздами из двойных систем. На некотором этапе своей эволюции светила передают пульсарам газ (и вращательную энергию), постепенно раскручивая их; после этого, когда перенос завершается, движение нейтронной звезды начинает замедляться.

Рассмотренный «Ферми» объект PSR J1823−3021A лежит в шаровом скоплении NGC 6624, удалённом примерно на 27 тысяч световых лет от Земли. Возраст этого скопления в созвездии Стрельца составляет около 10 млрд лет. PSR J1823−3021A, период вращения которого равен 5,44 мс, давно классифицирован как пульсар по данным радионаблюдений, а космический телескоп выявил его гамма-пульсации на энергии свыше 100 МэВ.

Шаровое звёздное скопление NGC 6624, сфотографированное телескопом «<noindex><a target=_blank href=http://hubblesite.org/>Хаббл</a></noindex>» (иллюстрация НАСА / ESA / I. King, Univ. of Calif., Berkeley / Wikisky.org).
Шаровое звёздное скопление NGC 6624, сфотографированное телескопом «Хаббл» (иллюстрация НАСА / ESA / I. King, Univ. of Calif., Berkeley / Wikisky.org).

Завершив обработку информации, астрономы выяснили, что PSR J1823−3021A выделяется на фоне остальных миллисекундных пульсаров: у него необычайно сильное магнитное поле, а его возраст достигает ~25 млн лет, хотя обычно МСП не бывают моложе миллиарда лет. Кроме того, пульсар имеет рекордно высокую (для МСП) гамма-светимость в (8,4 ± 1,6)•1034 эрг/с. «Удивительно, но всё гамма-излучение, которое мы регистрируем в NGC 6624, испускается одним источником», — замечает сотрудник германского Института радиоастрономии им. Макса Планка Пауло Фрейре (Paulo Freire), руководитель исследования PSR J1823−3021A, результаты которого будут опубликованы в журнале Science.

Разные моменты наблюдений МСП PSR J1823−3021A: слева показано одно из тех мгновений, в которые гамма-излучение не регистрируется, а справа — «включенное» состояние пульсара. (Иллюстрация НАСА / DOE / Fermi LAT Collaboration.)

Данные «Ферми» также использовались в работе, отчёт о которой появится в одном из будущих номеров Astrophysical Journal. Её авторы, применив алгоритм, изначально нацеленный на обнаружение гравитационных волн от быстро вращающихся нейтронных звёзд, для «слепого» (не учитывающего результаты наблюдений в рентгеновском и радиочастотном диапазонах) поиска гамма-пульсаров, выделили девять ранее неизвестных объектов такого типа.

Частота вращения новых гамма-пульсаров попадает в диапазон от 3 до 12 Гц. Самым интересным из них называют пульсар PSR J0106+4855, который имеет малую индукцию поверхностного магнитного поля (2•1011 Гс) и довольно солидный возраст (3 млн лет). PSR J0106+4855 выделяется ещё и тем, что пульсации в радиодиапазоне астрономы сумели зарегистрировать только у него; оставшиеся восемь источников относятся к «радиотихим» гамма-пульсарам.

Схема «слепого» поиска гамма-пульсаров:

Расположение девяти новых гамма-пульсаров на звёздном небе (иллюстрация Knispel / AEI).

Подготовлено по материалам Би-би-си.

9 Ноября 2011, 4:23    Den    4796    0