В экспериментах на «Теватроне» открыт новый барион

Сотрудники коллаборации CDF зарегистрировали распад предсказанного в Стандартной модели нейтрального бариона, содержащего странный, верхний и прелестный кварки.

Сотрудникам коллаборации CDF удалось зарегистрировать распад предсказанного в Стандартной модели нейтрального бариона Ξb0.

Барионами называют элементарные частицы, состоящие из трёх кварков. Самыми известными частицами такого рода считают протон, образованный двумя верхними (u) кварками и одним нижним (d), и нейтрон, который имеет «обратный» состав udd.

Ξb0 принадлежит к семейству прелестных барионов, содержащих, как несложно догадаться, тяжёлый прелестный (b) кварк и приблизительно в шесть раз превосходящих протон и нейтрон по массе. Прелестные барионы рождаются только в столкновениях на высоких энергиях, и обнаруживать их довольно сложно, но в экспериментах на американском протон-антипротонном коллайдере «Теватрон», где и установлен детектор CDF, многие из этих частиц всё же наблюдались. В 2007-м здесь, к примеру, был открыт барион Ξb, в состав которого входят нижний, странный (s) и прелестный кварки, а двумя годами позже — Ωb (ssb).

Возможные барионы со спином 1/2, составленные из верхнего, нижнего, странного и прелестного кварков. Частицы, которые содержат очарованный кварк, здесь не отмечены. В скобках указано, наблюдались ли в эксперименте барионы, входящие в три разные группы.

Схема распада образовавшегося Ξb0 показана на рисунке ниже. После рождения он преодолевает примерно миллиметр и превращается в короткоживущий положительно заряженный барион Ξс+ и долгоживущий отрицательный пион π. Появившийся Ξс+ затем быстро распадается на пару пионов и частицу Ξ, которая успевает оставить след в кремниевой трековой системе CDF до своего распада на пион и незаряженную лямбда-частицу Λ. Последняя может пройти несколько сантиметров, после чего также исчезает с образованием протона и пиона.

Распад Ξ<sub>b</sub><sup>0</sup> (иллюстрация CDF collaboration).
Распад Ξb0 (иллюстрация CDF collaboration).

Просмотрев данные почти по 500 триллионам столкновений протонов с антипротонами, учёные из CDF выделили 25 событий, которые имели все признаки распада Ξb0. Статистическая значимость сигнала составила семь стандартных отклонений, чего вполне достаточно для объявления об открытии.

Массу Ξb0 физики оценили в 5,7878 ГэВ.

Детектор CDF, общая масса которого составляет около 6 000 тонн.

Полная версия отчёта будет опубликована в журнале Physical Review Letters.

Подготовлено по материалам Национальной ускорительной лаборатории им. Ферми.

25 Июля 2011, 3:43    Den    6302    0