Черная дыра взорвала свою галактику

Галактика под названием Маркарян 231, расположенная в районе Большой Медведицы в восьми миллионах световых лет от нас, умирает. Ее убила собственная центральная черная дыра, когда она решила присоединить к себе соседнюю галактику. Так утверждает группа астрофизиков под началом Сильвана Вейло (Syl­vain Veilleux) из Университета штата Мерилэнд.

Это довольно крупная галактика, по общей звездной массе превышающая Млечный путь в три раза, в центре которой находится черная дыра, тоже в три раза массивней нашей.

Как известно, большинство галактик имеют в своем центре сверхмассивную черную дыру. Поскольку существование черных дыр до сих пор пока не доказано, будем понимать под этим термином сверхмассивное тело. Каждая такая дыра все время втягивает то, что попадается в сети ее мощной гравитации. Одни притягивают мало вещества, другие, если пространство вокруг них изобилует звездами и межзвездным газом, много. Поглощаемая материя, прежде чем навсегда исчезнуть, начинает интенсивно излучать фотоны разных частот и тем самым повышает температуру вокруг черной дыры. Эта температура может подняться настолько, что даже гравитация черной дыры перед ней не устоит. В этом случае вещество галактики станет не тянуться к черной дыре, а отталкиваться от нее фотонами.

Такой вариант наиболее возможен при слиянии двух сравнимых по размеру галактик, когда масса новых звезд попадает в окрестность черной дыры, свет вокруг нее превышает некий предел и галактика взрывается. Кокон из звезд и межзвездного вещества уносится от нее прочь, и галактика уже больше никогда не породит новых небесных тел, превратившись в коллекцию быстро стареющих звезд.

Именно это обнаружили астрономы, наблюдая за галактикой Маркарян 231. Она давно известна именно тем, что в настоящий момент сливается с другой галактикой, однако только сейчас ученые увидели, что ее газовый кокон несется прочь от ее центра со скоростью 1000 км/сек, за 9 секунд покрывая расстояние от Москвы до Владивостока.

25 Февраля 2011, 22:20    Den    68873    9

Yevy  •  24 April, 13:07

Какая-то путанница. Уж никак не 8000 св.лет. Это же в нашей галактике получится. Кроме того поиск по называнию "Маркарян 231" дал только указание на квазар, расположенный на расстоянии около 1 млрд.св.лет

den  •  24 April, 13:56

К Yevy от 24 April, 13:07

Спасибо за замечание, за всем не уследишь. Наверное предполагалось, что она находится в восьми миллионах световых лет от нас.

Sempeapiply  •  5 June, 2:04
Первый взрыв был зафиксирован спутником НАСА "Свифт" еще 28 марта. Впоследствии уточненные данные были получены при помощи телескопа "Хаббл". Очаг сильных всплесков гамма-излучения, а они продолжаются до сих пор, находится в центре небольшой галактики в созвездии Дракона, расположенном в 3,8 миллиардов световых лет от нашей планеты. Как отмечают исследователи, нынешние взрывы являются самыми мощными из всех изученных в истории наблюдений. Обычно похожие явления возникают при взрыве сверхгигантов, но они длятся несколько часов, говорят специалисты. Астроном из США Эндрю Фрухтер отметил: "Нам известны объекты в нашей галактике, которые могут вызывать повторяющиеся всплески (гамма-излучений), но они в тысячи и даже миллионы раз менее мощные, чем те, что мы видим сейчас". Согласно предположениям, взрыв является результатом смерти звезды, которая приблизилась к черной дыре в центре галактики. В тот момент сильнейшее притяжение, по-видимому, разорвало звезду на части, а струи газа устремились к черной дыре. Всё это и вызвало мощнейшее гамма-излучение, которое зафиксировали орбитальные спутники. Не так давно ученые из Европейского космического агентства выяснили, что черная дыра возрастом свыше двухсот тысяч лет активно выбрасывает в космос потоки газа, образующие огромные вихри на ее полюсах. Необычный объект располагается рядом со спиральной галактикой NGC 7793. До этого считалось, что черные дыры ничего из себя не выбрасывают, помимо небольшого радиационного излучения, однако новый объект полностью опровергает эту теорию.
Poelddrulousy  •  6 June, 2:35
Точность оптических наблюдений поражает!
Squeelldusy  •  7 June, 14:29
При том что дыры в центре галактик действительно сверхмассивные - их масса в сотни миллиардов раз превышает массу средних звезд, в структуре массы галактики они занимают совершенно незначительную часть, примерно 0,001%. Именно на основании этого числа ученым и удалось установить двустороннюю зависимость черной дыры от галактики и наоборот.
delsbrels  •  8 June, 5:26
А год назад другая дыра на глазах изумленных наблюдателей разорвала слишком близко подошедшую звезду и поглотила ее кусок. "При небольшом растяжении звезда может выжить, но та, что мы наблюдали, была растянута слишком сильно... Она попала в очень нехорошее соседство", – сообщил тогда руководитель исследовательской группы из Института Планка Стефани Комосса. Перед тем как исчезнуть в жерле черной дыры, оторванная часть звезды разогрелась до невообразимой температуры, а затем взорвалась, испустив мощный импульс рентгеновского излучения, который затмил все прочие звезды в этой галактике. Комментируя случившееся, ученые заявили тогда, что Солнцу такая судьба не грозит – эта дыра на него не покусится. Зато они не могли утверждать того же самого относительно ее сородичей.
hakpiefsteese  •  20 June, 6:12

Маркарян 231 (UGC 8058)была обнаружена в 1969 году при поиске галактик с сильным ультрафиолетовым излучением. Она принадлежит к тип-1 сейфертовским галактикам. Есть явные признаки того, что мощный квазар находится в центре галактики. Она расположена примерно в 600 миллионов световых лет от Земли.

характеристики

Галактика в настоящее время проходит энергичное звездообразования. Ядерное кольцо активного звездообразования было обнаружен в центре. Скорость образования звезд более 100 солнечных масс в год. Это одна из самых ультра-ярких инфракрасных галактик с черной дырой в центре.

Varjg  •  28 June, 1:31

Да, и не только эту теорию, которая оказалась гипотезой, а также почти все устоявшиеся представления о ЧД. Также есть наблюдения одиночного квазара без галактики -- так что в космологии еще пруд -пруди непонятного.

den  •  28 June, 13:53

К Varjg от 28 June, 1:31

Вы неправильно поняли, выброс был из аккеционного диска (пространства около черной дары), а не из черной дыры, как что никакого опровержения нету, так что проблема не в космологии а в вас.